Агитационная листовка как жанр продающего копирайтинга

Когда-то в одной умной книжке я прочитала, что вопреки всеобщему мнению, продающим можно считать любой текст.

Только одни тексты продают здесь и сейчас, а другие формируют имидж и работают на далекую перспективу. Цель одних – продать товары, а другие пишутся, чтобы «продать» читателю какую-то мысль или идею.

Поэтому общие принципы копирайтинга одинаковы для самых разных жанров текстов: от рекламных буклетов до глянцевых статей и даже агитационных листовок.

С агитационными листовками вообще беда. Вспомните, как вас раздражает предвыборная реклама. Одни и те же обещания, самодовольные лица и отрепетированные жесты. Бесплатные газеты, пакеты, ручки, блокноты. Хоть бы на упаковках с гречкой уже свою рекламу печатали – для ясности.

politich2

Предвыборным агиткам, как и большинству других жанров рекламных текстов, не хватает главного – эмоциональности и правдивости. Они пишутся в отделах пропаганды по выверенным годами технологиям. Не от лица целевой аудитории, то есть не от лица народа. Игнорируется самый главный принцип копирайтинга: ставить себя на место читателя.

Нет, не так.

СТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ЧИТАТЕЛЯ.

А люди у нас не дураки, вопреки мнению большинства политиков. Люди привыкли, что реклама – это обман. А политическая реклама – обман в квадрате. Они сразу чувствуют фальшь. Поэтому листовки и газеты в предвыборной гонке используются не по назначению – на них сидят, в них заворачивают рыбу и ходят с ними сами знаете куда. Но только не читают.

Основная проблема копирайтинга – народная проблема

И заключается она в том, что большинство политических текстов не внушает доверия.

Происходит это по двум причинам.

Во-первых, политика неразрывными ассоциативными путами связана в нашем сознании с обманом и грязью. Это уже опускает уровень народного доверия ниже плинтуса.

Во-вторых, политические агитки пишутся с нарушениями общепринятых копирайтерских норм. Заезженные обещания, слишком сложные для осознания речевые обороты, абзацы на полстраницы.

Но это еще полбеды.

А вторая половина беды – в политических текстах есть картинки светлого будущего, но там нет того, что больше всего волнует читателя.

Нет ответа на вопрос: почему я должен верить именно вам? Меня не интересует, что вы СОБИРАЕТЕСЬ сделать. Я хочу знать, что вы УЖЕ сделали. Это лучшее доказательство политика. Вернее, лучшее из возможных.

Недавно мне доводилось наблюдать, как составляют листовки обычные люди – не политтехнологи и не копирайтеры. Составляют, печатают кто на чем может и распространяют, кто сколько осилит выходить на морозе.

Они не читали книг по копирайтингу, не в курсе, как и чем зацепить читателя. Они тоже нарушают принципы оформления, пишут с ошибками и даже иногда с нецензурными словами.

Но их тексты цепляют. Не все, но многие.

Может быть, потому что они ближе к народу?

Может быть, потому что они написаны искренне, написаны от лица и от сердца целевой аудитории?

Мы в этом посте не говорим о политике. Мы говорим о рекламном копирайтинге. А листовки – это всего лишь пример. Технологии убеждения-то одинаковы для всех.

5 комментария

  1. Агитационные листовки — та же реклама. Только объект — не товар или услуга, а политическая партия или ее представитель.

    Секрет цепляющих текстов листовок несложный: острые проблемы, действительно волнующие ЦА + ярко выраженные эмоции + призыв к действию. И обещания, конечно — куда ж без них).

    А допущенные ошибки и нецензурщина в некоторых случаях могут даже вызвать больше доверия у электората)

    • Екатерина

      Спасибо за визит, Анжела. =)
      Вы правы, в политике — как в рекламе. В рекламе обещания работают плохо. В политике люди тоже от них устали. Гораздо лучше работают факты, отчеты о том, что уже сделано. Но проблема в том, что немногие могут четко сказать, что они УЖЕ сделали. Вот и приходится копирайтерам возвращаться к классическим методам обещаний.

  2. Думаю, любой текст в первую очередь имеет конкретную цель.

    В рекламных листовках — это привлечение новых клиентов, или информирование о какой-либо новости (например, такого-то числа состоится такое-то мероприятие).

    В политических агитационных листовках — привлечение на свою сторону избирателя, чтобы получить его голос.

    Но получить этот самый голос очень непросто. Даже если текст будет написан убедительно — людям нужны гарантии, доказательства, отзывы.

    Согласитесь, сейчас каждый, кто рвется в политику — к ней не имеет никакого отношения, только деньги.

    Даже если вложить большую сумму в рекламную кампанию — это будет бесполезно.

    Кандидат должен своей персоной вызывать доверие, а не деньгами.

    Лично я так считаю.

    Спасибо за интересную статью! :-)

    • Екатерина

      Спасибо за комментарий, Иван.
      Да, одними деньгами проблем не решить, ни в политике, ни в рекламе. С другой стороны, без них очень мало шансов кого-то или что-то прорекламировать.

  3. Коллеги, выскажу свою точку зрения на этот вопрос.
    На мой взгляд, следует избегать искусственности, она в любом случае чувствуется. Слишком яркие эмоции, напротив, могут вызывать раздражение. Когда в текст вкладываешь душу, тогда и отклик получаешь. Всегда привожу в пример мастеров по изготовлению мечей. Мастер никогда не садился за работу в негативном расположении духа, поскольку это серьезно влияло на качество конечного продукта. Энергетика «рулит». Знаю блогеров, которые добились высокой посещаемости отнюдь не методами seo-бредного продвижения.
    Без искренней веры в продукт, человека, идею, не обойтись.
    Сила в правде, искренности, разумности. Иначе у читателя будет отрыжка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *