Притча о копирайтерском альпинизме, или «Напишите мне идеальный текст»

Все мы знаем, что идеальных людей не бывает. Есть в каждом из нас и плохое, и хорошее, у кого-то из нас есть изюминки, у кого-то – тараканы.

А бывают ли идеальные тексты? Над этим вопросом я задумалась недавно, после изнуряюще тяжелой борьбы за такой идеал.  Историю этой борьбы могу считать поучительной. Для себя, для своих коллег и, конечно же, для потенциальных клиентов.

На поиски идеала мы отправились вместе с заказчиком. Он хотел найти идеальное решение для продающего текста, а я согласилась провести его по пути, где, возможно, мы найдем что-то похожее. Путь был нелегким, потому что нам пришлось пробираться сквозь туман нечетко сформированных требований и задач, спотыкаться на кочках недопонимания друг друга, преодолевать трудности, связанные с особенностями продаваемого продукта. Мы три раза сбивались с пути, три раза возвращались к исходной точке, понимая, что следуем какому-то не тому алгоритму и не той концепции. В конце концов, нашли правильную дорогу к тому, что называлось идеалом.

Это ощущение можно сравнить с тем, что чувствует альпинист, восходящий на вершину. Достижение цели особенно приятно, когда ты несколько дней кряду карабкаешься вверх, когда каждый преодоленный метр написанный абзац дается так, будто пробежал пять километров написал целый текст для одностраничника.

Но моя радость была недолгой. Вы ведь не забыли, что мы ищем идеал? Поэтому не удивительно, что на следующий день заказчик обратился ко мне с новой идеей и предложил «дополнить» текст ею, улучшить его, что на практике означало заново его переписать. Кубарем скатиться с вершины, покорение которой далось так тяжело, и опять отправится на поиски тропы, по которой можно взобраться на другую вершину, более красивую и привлекательную.

А вы бы на такое согласились? Вот и я нет. Потому что может быть еще много идей, которые захочется реализовать, много горных вершин, на которые захочется вскарабкаться после покорения предыдущей. Потому что с каждым восхождением остается все меньше сил для креатива и сколько-нибудь приличного уровня. Наконец, потому что старания и стремление улучшить может быть совсем не оценено теми, для кого мы так стараемся – то есть читателями.

Текст не должен быть идеальным. Таким, по крайней мере, не может быть его первый вариант. Только по результатам тестирования можно определить, чего тексту не хватает и в каком месте его надо улучшать. А на первых порах он просто должен быть работающим и выполняющим свои задачи.

Эту позицию я высказала покорителю горных вершин, и он, конечно, с ней не согласился. Наверное, отправился на поиски другого проводника-копирайтера, надеясь найти у него понимания и ключ к идеалу. Чтобы снова тратить свое время, объясняя задание и непростую специфику работы. А может быть, решил добраться до вершины сам. На мой взгляд, это было бы наиболее разумно. Ведь никто лучше самого заказчика  не сделает работу, которая, по его мнению, должна быть идеальной.

Идеальных текстов не бывает в природе. Идеальных копирайтеров, которые пишут идеальные тексты, тоже не бывает, как не бывает идеальных людей в целом. Копирайтеры ведь тоже люди, а не волшебники. Эта история написана затем, чтобы развеять веру заказчиков в люлей, которые способны творить чудеса только потому что они специалисты.

UPD. Похоже, заказчик-перфекционист таки нашел свой идеал. Могу порадоваться за него и за его деньги, вложенные в рискованный проект. В утвержденном тексте, правда, есть грубые ошибки в области маркетинга, психологии, стилистики и еще кучи прикладных отраслей. До идеала ему еще далеко, поэтому смело могу подтвердить: идеальных текстов, как и людей, не бывает. Просто каждый ищет то, что ему ближе и понятней.

2 комментария

  1. Да, некоторым людям свойственно идеализировать.
    Стараюсь таких людей отсекать еще до стадии начала сотрудничества.
    Энергии тратится немерено, результат не тот. Проще отказаться, сохранить себе нервы и заняться более полезным делом.
    Но, опыт такой был.

    • Екатерина

      Да, нужно отсекать. Но если проект интересный, бывает сложно сдержаться. У перфекционистов же часто бывают интересные проекты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *