Составляем техническое задание для копирайтера: как, зачем и почему?

Один мой знакомый айтишник (не только по профессии, но и по складу ума) на заре моей копирайтерской карьеры недоумевал: зачем составлять техническое задание для копирайтера? Ведь копирайтер – это не веб-разработчик и не дизайнер, работа его довольно проста и суть ее должна быть понятна уже после пары описательных предложений.

Я знаю, что многие айтишники придерживаются такого мнения и поэтому присылают задания вроде «Написать статью 2000 знаков на строительную тематику» или «Сделать рерайт со своими исходниками, тема – красота и здоровье». Особенно щедрые на подробности сопровождают это «техническое задание» списком ключей, которые «как-нибудь» надо вставить в текст. Все.

После этого разворачивается некое действо, ход которого я, с вашего позволения, продемонстрирую в лицах. Дабы более четко описать проблему. Дабы некоторые читатели узнали в ней себя и, может быть, сделали выводы.

Итак.

— Какая именно статья вам нужна? – задает дежурный вопрос копирайтер. – Расскажите подробнее.

— Что подробнее? — удивится заказчик-айтишник, — Все же ясно написано.

Копирайтер, если он опытен, уже готов к такому повороту событий, поэтому в зависимости от ситуации задает ряд наводящих вопросов:

— Какой должна быть плотность ключевых слов в статье? Можно ли их склонять? На кого рассчитан текст, в каком стиле его писать? Кто целевая аудитория сайта? Есть ли примеры статей, на которые стоит ориентироваться?

Большинство заказчиков после такого «допроса» в лучшем случае отвечают «не знаю» или «на ваше усмотрение», иногда после нескольких просьб выдают-таки необходимую информацию, а иногда – отправляют копирайтера к первоначальному заданию, делая вид, что это не они не поняли вопросов, а копирайтер не понимает прочитанное с первого раза.

Переговоры и переспросы отнимают драгоценное время у обеих сторон. Если же заказчик или исполнитель пытаются это время сэкономить и пренебрегают подробностями заказа, они повышают риск того, что в результате получится текст, который не отвечает поставленным требованиям и не выполняет поставленных задач.

Теперь, я думаю, вы, дорогой читатель, поняли, зачем копирайтеру техническое задание и почему ему мало нескольких предложений.

Хотите избавить себя от длительных переговоров и последующих переделок текста? Тогда выделите немного времени и составьте техническое задание для копирайтера. Поверьте, подробности, которые от вас требуются, нужны вовсе не для удовлетворения любопытства автора. Они нужны для дела. Для вашего дела.

А чтобы вам, дорогие заказчики, было проще понять, чего от вас хочет копирайтер, я предлагаю примерную схему классического ТЗ для копирайтера.

Итак, чтобы копирайтер не задавал вам лишних вопросов потом, сразу предоставьте ему такую информацию:

1.   Конкретная тематика статьи. Если у вас сайт о кондиционерах, и вы не хотите платить за что-то вроде «кондиционер – это охлаждающий прибор под потолком», уточните, о чем именно писать. Не о кондиционерах, а о том, как выбрать кондиционер, как его правильно разместить, как за ним ухаживать и т.д.

2.   Допустимый объем статьи в символах без пробелов (лучше – объем от и до, например, 1500-2000 символов).

3.   Ключевые слова, которые надо использовать. Напротив каждого ключа напишите, сколько раз его надо вставить в текст, можно ли изменять грамматическую форму.

4.   Адрес сайта, для которого пишется текст. Это нужно для того, чтобы автор посмотрел, какого уровня статьи уже есть на сайте, на что ему ориентироваться.

5.   На кого рассчитана статья, кто ее будет читать. Если речь идет о кондиционерах, то согласитесь, что статьи для домохозяек будут отличаться по уровню от статей для профессиональных монтажников.

6.   Примеры текстов, которые вам нравятся, материалы, которые можно использовать в работе. Конечно, вы можете не предоставлять копирайтеру такую информацию (особенно, если у вас ее нет). Но если вы все же сделаете это, вы повысите свои шансы на успех. Копирайтер будет видеть, что вы заинтересованы в качестве, и ему не удастся «втюхать» вам некачественный текст, ведь вы разбираетесь в теме. Так будет, если вы поручите написание текста плохому копирайтеру. Хороший же копирайтер за такую информацию скажет вам простое человеческое «спасибо».

А что вы пишете в техническом задании для копирайтера? Делитесь своим опытом и советами в комментариях.

Один комментарий

  1. Товарищи-друзья.
    Пишите ТЗ.
    Примечание: не путайте ТЗ с ХЗ.
    Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *